20.05.2012 12:43

1/4 финала Студлиги: слово Евгения Огнева

Автор  Евгений Огнев

Прошу прощения, что вам так долго пришлось ждать, я был несколько занят.

Я хочу, чтобы вы правильно воспринимали эту заметку – это не только редакторский разбор, но и моё субъективное отношение как зрителя, присутствующего на игре. Это очень важно, именно так к этому и относитесь – я не претендую на истину в последней инстанции, но при этом прошу вас обратить внимание на наличие у меня некоторого опыта игры, местами удачного.

Ещё кое-что. Предполагается, что команда будет читать не только про себя, но и про других, потому что повторяться мне лень, а большинство советов, данные командам, пригодятся и всем остальным.

Итак, день первый.

Преамбула.


 

Как всегда, задержали игру на 15 минут и, что сразу бросилось в глаза – половина зала пустует. Это, конечно, хреново, яснее ясного, что шутки лучше заходят на полный зал, да и раскачивается он чаще всего активнее. Однако тут есть одна ловушка, в которую попадаются КВНщики, жалуясь на пустые залы. Помня о плюсах большого зала, они часто забывают о его минусах. Большой зал усиливает волнение и, если где-то актёр команды не дорепетировал, не загнал мимику/жесты/слова шутки в подкорку, то его неуверенность при полном зале будет значительно сильнее. Вместе с тем, как набитый людьми зал сильнее раскрывает положительные стороны команды (больше смеётся над смешным), он усиливает и отрицательные (неуверенные движения на сцене становятся ещё более неуверенными).

Но к теме неотрепетированности мы вернёмся чуть позже.

Визитка

РЕПА. Повторю то, что говорил на разборе полётов во второй день. Команда РЕПА была фактически готова к выступлению за день до игры. Но и в оставшиеся сутки они не тупили, здорово усилив выступление, зашлифовав некрасивые моменты, местами вовсе отказавшись от чего-то и заменив это новым и смешным. Это почти идеальный пример того, как должно быть. Команда в день игры не должна приносить материал, мол, вот у нас тут такая-то миниатюра, но если её вырежете, то у нас ничего не останется. Весь материал, который приходит в последний день, должен быть просто усиливающим, а фактически, можно бы обойтись и без него.

Команда вышла очень бодро, хорошо, заряжено, ни одна команда так не выходила больше в этот день. Причина проста до ужаса – отрепетированный материал.

Но первые шутки заходили довольно вяло и тут, на мой взгляд, команда слегка растерялась, потеряла кураж. Это было видно и по игре, и по тому, что начали быстрее гнаться закидки. Дошло и до потерь чёткой речи и оговорок. Мне, кстати, это всё было видеть странно, я уверен был, что мне не придётся этой команде давать следующий совет.

Если вы выступаете первыми, вы должны быть готовы к тому, что минимум первая четверть вашего выступления будет заходить слабо. Когда я говорю «готовы», я имею в виду: вы должны прямо обсудить это друг с другом, уложить это у себя в голове и относится к этому не как к чему-то плохому (ни жюри, ни зал не идиоты, они видят, что у вас смешно, но просто пока на ха-ха не распирает), а как к простому факту. Договоритесь и пообещайте себе вести себя так, будто над вами ржут до невозможности, держите игру.

И теперь, будучи готовы, вы выйдете и вам будет плевать на слабость реакции зала. Вы будете гнуть свою линию и уже через пару минут почувствуете, что зал раскачался, и вам станет так в кайф (вы то уже было попривыкли к сдержанной реакции), что вы начнёте рвать зал в клочья. Есть и второй вариант: вам внезапно повезло (один на миллион ситуация) и зал сходу начал вас воспринимать. Тогда, будучи подготовлены к совершенно другому, но уверенно прущие, вы будете купаться в овациях почти сразу.

РЕПА же, на мой взгляд, слегка стушевалась. Обвинять редакторов в том, что они поставили вас первыми – не стоит. Потому что, не забывайте, помимо работы с командами, задача редактора – составить целостное хорошее мероприятие. И тут приходится ставить команду первой, даже зная, что позже она зашла бы лучше, только потому, что она лучше других подходит быть первой. Чего уж говорить, если ваше выступление было ослаблено первым номером в визитке, то другие, менее отрепетированные команды, вообще могли бы посыпаться.

Вещи у вас все были хорошие, отличная правдинка про парня, обгоняющего девушку, замечательная шутка про собаку, тянущую лапу. Отлично построенная миниатюра – вначале правдинка, потом бабах, обманка-абсурд, вкупе со смешным отыгрышем. Очень порадовало такое сложное построение – наверняка много времени потратили, не могли добить эту вещь, кто-то с дуру предложил, вы поржали, а потом долго не могли решить адекватно это показывать или нет. Ну это я так, гадаю.

В целом отличная визитка. Заметьте что, не смотря на довольно холодный приём зала (ну первые потому что, да) команда получила чуть ли не самые высокие оценки за этот конкурс (а может и самые высокие, я не помню уже).

Candy Бобер. Вы пишете смешные вещи, а иногда и очень смешные. При этом вы почему-то считаете, что писать – это важно, а вот репетировать – нет. Не знаю, что заставляет вас так расставлять приоритеты, но пока вы не научитесь зазубривать текст так, чтобы он лился в отрыве от вашего сознания, никаких классных отыгрышей у вас не получится. А классных отыгрышей вам не хватает.

Всё выступление выглядело незарепетированным, актёры везде не доигрывали, глаза чуть не у каждого второго бегают – текст пытается вспомнить. Ну, у вас же смешные шутки, ребят, зачем вы их так сливаете?

Я знаю, что это банальный совет, но репетируйте, пока не будете всё знать идеально. Нужно, чтобы вы выходили на сцену, и вам вообще думать не приходилось над фразами. Только тогда включится смешная мимика, жестикуляция, и вы станете не просто подавать шутки в зал, а усилять их своей игрой.

Ещё не забывайте доигрывать миниатюру пару секунд после того, как включилась отбивка. А то только слышите музыку, меняетесь в лице, убегаете. Дайте вы зрителю насладиться моментом, рассмеяться как следует.

Хогвартс – пример плохого номера, при том, что в нём были весёлые вещи. Я считаю большой ошибкой своей личной, что не попытался отговорить вас от него. Дело в том, что он в вашем выступлении абсолютно из чёрти-откуда. Хотя неКВНщику может показаться, что выступление – это просто набор шуток, мы-то с вами должны ясно понимать – если после случая в автобусе показать случай с марсианином, встретившимся с лохнесским чудовищем, некоторое офигевание обеспечено. И это не очень хорошее офигевание. Представляете, вы смотрите сериал «Друзья», а тут выясняется, что Чендлер – инопланетянин. Он может продолжать шутить, как и раньше, но вам несмешно уже хотя бы только по той причине, что, мать его, какой нахрен инопланетянин? Если бы это был, скажем, стэм, полностью посвященный хогвардсу, то всё ок – зритель начал смотреть про инопланетянина и его инопланетянин не парит. Но вот так внезапно в конце выступления шутки на тему волшебных палочек и слова типа «зельеварение», «Рон Уизли», всё это кажется не отсюда. Всё это ошеломляет больше, чем веселит. Ну и, не могу не вернуться к этой теме, номер был тупо недостаточно заучен.

В общем, вы очень смешные ребят. Правда, у вас прекрасное чувство юмора и вы умеете писать очень и очень неплохие шутки. Продолжайте в том же направлении, но теперь постарайтесь подключить к этому понимание своего выступления в целом. Почувствуйте невидимый «формат» который вы задаёте своими первыми миниатюрами и старайтесь далеко от него не отходить. И главное – репетируйте. Даже если вы несёте сценарий в первый день редактуры, уверенные что всё равно много повырезают, ставьте так будто мы с Олегом заставим вас его через пол часа зрителю показывать.

Эльза минус Маша. Девчонки, пока вы не поймёте, что должны писать в 10 раз больше шуток, ваш прогресс не ускорится. Невозможно научиться играть в КВН, если ты не пишешь гору юмора. Да, почти всю её будут вырезать, но ты приносишь ещё и ещё и ещё и в конечном счёте в один прекрасный момент понимаешь, что из всей горы у тебя убрали только чуть-чуть там, чуть-чуть здесь, да и то только потому что ты можешь написать ещё смешнее, а не потому, что не смешно.

Ну и уж конечно, вам такой же совет, как Кэндибоберам – репетировать, репетировать, репетировать. Никакой чёткости не видно, слова вы вроде бы и не забывали, но очевидно было что, например, ходите вы по сцене как бог на душу положит. А должны бы чётко знать: когда Эльза скажет то-то, я должна сделать три шага к кулисам. Сейчас она произнесёт то-то, и я за два шага подойду туда. Зритель не должен замечать что ситуация изменилась, ситуация просто хоп и меняется – вот как для него это должно всё выглядеть. В общем, чётко прямо ставьте свои миниатюры, номера, прям не только по словам, но и по движениям.

Что же касается непосредственно вашего юмора, то будем честны, покамест ещё есть, куда расти. Но тут уж иного совета не существует – больше пишите шутки.

Royal Flash. У ребят прекрасный лёгкий приятный юмор. Я, честно говоря, не заметил каких-то особых косяков в выступлении, опять же, кроме того, что ребятам не хватает отрепетированности и чёткости, но это – дело именно репетиций. Не похоже чтобы парни ленились в писанине, но пока ясно что им не хватает понимания того, про что шутки со сцены хорошо воспринимаются, а что является хиханькой и хаханькой среди своих, но будет не смешно залу. Тут есть такой совет: смотрите КВНы (и местные, и телик) и отмечайте для себя не конкретно шутки, а «про что» та или иная, зашедшая на зал, шутка. Вы скоро так научитесь понимать, какие темы залу интересны, а какие – нет, увидите, что чем «жизненнее» шутка, тем она больше нравится залу. Это примерно такой же совет, как я дал Кэндибоберам насчёт их Хогвартса, почитайте там.

Совсем разные. Во многом вы очень похожи на Кэндибоберов. Не в плане стиля и юмора, тут у вас очень всё по-разному, а в плане того, что вы умеете писать смешные шутки, но ещё не умеете выстраивать более сложные вещи, например образы (чуть ниже об этом). Вы к тому же почему-то не уделяете должное внимание чёткости, мелкой моторике актёров и вместо того чтобы усилять шутки своей игрой, часто просто проговариваете их в зал. А ведь вы умеете смешно играть мимикой, жестами, иногда у вас это очень круто получается.

Насчёт образов. Вот есть у вас парень с необычной причёской, ну так договоритесь насчёт его образа. Хотите, чтобы зритель воспринимал его как смешного нарика (у вас и шутки такие про него скользят, типа «этому незаметно купи»)? Отлично, очень хорошо! Ну, так почему же наркоман разговаривает не как наркоман? Почему чаще всего команда общается с ним как с адекватным человеком? От него и должны быть шутки связанные с тем, что он где-то «чо-то» купил, видит единорогов, просыпается неизвестно где, знает Амстердам лучше Ижевска, а в Ижевске может пробить всё что угодно и когда угодно. У него должны быть бегающие глаза, он невпопад посмеивается, он и играть в миниатюрах должен только в образе (а соответственно если в миниатюре нет наркомана – то не играть в ней вообще), тогда зритель его так и начнёт воспринимать. И когда в следующий раз в домашке вы окажетесь в лесу, вам нужно будет разжечь костёр и вы скажете «Эй, у тебя же был спичечный коробок», а он просто поржёт тихо сказав «да-да, коробок», всем всё станет ясно, всем станет смешно. А когда он выйдет на разминке и на вопрос «Что ещё хорошего есть в ижевских парнях?» он выйдет и слегка наркоманским голосом ответит «У них всегда можно пробить», зал разорвётся в клочья, потому что от него это уместно.

Разминка.

Разминка – сложный конкурс. Быстро придумать смешной ответ – очень сложно. Помогает две вещи. Первая – образы (как в примере выше про Совсем Разных). Но главное, вторая – уверенность. Вы можете сказать ответ, который будет не смешнее ответов соперников, но у них зал промолчит, у вас – поржёт и похлопает. Потому что вы вышли и уверенно подали, потому что вы не смущались, когда говорили, не сказали его тихо или быстро, не попытались смыться к своим, едва договорив.

РЕПА поймала кураж ближе к середине и поэтому над их ответами смеялись. Остальные постеснялись. В целом разминка была плохой, смешных ответов не особенно-то было, вытягивал звукач. Ну, тут надо тренироваться просто, других вариантов нет. О том, как тренировать разминку, тысячу раз рассказывалось на школе КВНа, думаю, все знают.

Биатлон.

Не везде удачно помог командам с расстановкой шуток, спешил. Но в целом, не думаю, что сильно бы ситуация поменялась от более грамотных раскидок. Команды, которые умеют писать текст, показали себя, которые не умеют – тоже. У РЕПЫ действительно было очень много отобранных вещей, на мой взгляд, потому и выиграли, было из чего выбирать.

Я лично люблю писать текст устно, проговаривая с соавтором, но гораздо более эффективный способ и особенно в обучении – штурм. Чувствуете, что плохо идут текста, штурмуйтесь хотя бы пару раз в неделю.

Музыкалки

Royal Flash. Я дико очень извиняюсь, ребята, но я с недавних пор опять начал курить, собственно как я не боролся с собой, надеясь просидеть до конца мероприятия, но таки не выдержал и, к сожалению, пропустил ваше выступление. Поэтому я не знаю реакцию зала и возможные косяки в выступлении, надеюсь Олег подскажет, если было что-то такое.

Но если говорить о том, что я видел на репетициях, то тут вот какая история.

Насчёт непосредственно юмора, здесь тоже что и с визиткой – вы умеете писать шутки, но пока не можете отличить, какие из них будут со сцены веселить зал, а какие - это только вам смешно, а зритель ну улыбнётся как максимум. Что с этим делать я уже рассказывал. Безумно порадовало ваше умение следовать редакторским советам, даже тем, которые как мне казалось, вы не выполните.

Теперь по поводу мельтешения на сцене. Я понимаю, что их видно со стороны только и вам пока тяжело их отслеживать в самих себе. Берите видео с выступлений своих и смотрите – лишних жестов и телодвижений очень много. Как с этим бороться?

Первый вариант. Вот есть у вас шутка. Вот она смешная, если сделать то-то и то-то. Вот делайте именно это - и ни одного движения лишнего.

Второй вариант. У вас есть миниатюра, в ней вы совершаете следующие движения (столько то поворотов головы, столько-то раз рукой махнули, столько-то раз сделали маленькие еле заметные шаги на сцене). Теперь делите количество движений пополам. Получаете более чётко отыгранную миниатюру. Все эти микродвижения, шажочки, всё это кажется мелочью, но поверьте, это очень, очень важно.

Совсем разные. Мне сразу очень понравилась тема вашей музыкалки – зомби - это круто. Мы вам сказали это на прогоне ещё за день до выступления, я повторю, потому что это очень важно. Жёстко представляйте себе ситуацию, которую задаёте. Прямо очень жёстко! Я понимаю, что КВН полон условностей, но они необходимы, только когда нет другого выхода. Представьте себе место, где вы прячетесь от зомби – тут стена, тут стекло, тут пространство пустое, а тут вот дверь у вас. И даже если сцена позволяет, то уж не ходите «сквозь стекло», которое будете бить через пару минут. Это всё цепляет глаз, даже если кажется, что зрителю плевать. Подобные вещи отличают профессионалов из телика от команды, которая делает первые шаги (а вы хоть и не из телика, но всё-таки уже довольно опытные ребята). У вас были хорошие очень карапули, что порадовало, «дробовик» - это зашибись. Это вдвойне круто, потому что карапули были в вами же заданной теме музыкалки, а не абстрактно смешные неуместные вещи. Я писал кэндибоберам об инопланетянах в сериале «Друзья» - вы как раз такой ошибки избегать умеете.

В общем, ваша музыкалка могла бы быть великолепна, если бы вы начали писать её раньше. У вас не было бы этого ужасного подвяза к финальной песне (придумали бы что-нибудь хорошее). Сама песня была отличной и вообще поющие зомби – итс мейк ми хаппи.

Как уже говорил, репетируйте. Пожалуйста, ради всего святого, не губите свой юмор неотрепетированностью.

Эльза минус Маша. Прямо скажем, девчонки, вы неоднозначная команда. Но что характерно, и о чём я забыл сказать в визитке, вы вполне уверены в себе на сцене. Это прекрасно, потому что отсюда растут ноги у хороших отыгрышей. Но пока вы не научитесь чувствовать юмор зрителя, это конечно мало полезно. Я вас понимаю прекрасно – у вас есть своё понимание смешного и то что зрителю это кажется несмешным, для вас странно. «Глупый зритель» - первое, что приходит на ум. Но дело в том, что так думает 100% начинающих команд. Затем приходит понимание того что есть сценический юмор, а есть – нет. Я знаю, что сейчас банальщину жуткую говорю, и вы это итак прекрасно уже понимаете, но повторение, как говорится. Итак, сценический юмор – он отличается от того, что может казаться смешным вам в компании. Но он, и только он адекватно воспринимается зрителем. Прогибать зрителя под свой «дворовой юмор» - бесполезно. Вы, и только вы должны научиться писать сценические шутки, а это приходит, только благодаря тысячам вырезанных миниатюр, бессонным ночам написания нового материала.

В вашей музыкалке сильно не хватало простых шуток. Было много забавных моментов, но практически отсутствовали сами шутки – точки, после которых смешно. Но. Общая довольно абсурдная атмосфера, вкупе с уверенным поведением на сцене сыграли своё – зритель где-то с середины всерьёз уже начал ржать просто уже от снежного кома кучи всяких забавностей и нелепостей. Уверен, что длись ваша музыкалка не 3 как по регламенту, а 4 минуты, то зал бы вас уже провожал овациями. Но вы должны понимать, что это работает далеко не всегда.

Очень надеюсь, что вы всерьёз возьмётесь за подготовку к играм, сейчас вас сдерживает исключительно отсутствие старания.

Candy Бобер. Тот самый пример, который показывает, что вы уже очень и очень хорошие авторы. Прекрасная идея, отличное наполнение. Когда вы подошли ко мне за день до игры с этой идеей, мне, честно сказать, она не очень понравилась, боялся, что вы уйдёте в жесть. Но вы этого не сделали, всё вышло очень хорошо. Над номером ещё можно было поработать, но на мой взгляд ваша музыкалка была лучшей.

Чего номеру точно не хватило так это. Пара-пара-пам, догадайтесь чего? На «от» начинается, на «репетированности» кончается. Правильно, отрепетированности. Лишние движения, жесты и неуверенно бегающие глаза – убрать. Всё остальное оставить. Получаем номер номеров, музыкалку музыкалок. Совет по поводу жестов и микродвижений почитайте в музыкалке ройал флэшей.

РЕПА. Мне очень нравятся оригинальные подходы, необычные ходы – вы, собственно, на это и поставили. Оценки и смех в зале показывают, что вы не прогадали. Но. Я не помню, поставили ли вам все судьи максимум, но лично я бы, скрепя сердцем, но занизил вам оценку исключительно по одной причине – хотя формально вы соблюли все правила музыкального номера, но ощущение некоторого обмана осталось. А пропало бы оно очень легко – если бы вы написали хоть пару смешных переделок на песню. Знаю, что пытались, ну надо было получше пытаться, чего уж. Шуток про Запыча-Ксанку получилось на мой вкус всё-таки многовато. Нужно было попробовать задать ещё одного персонажа, может быть из оставшихся трёх кого-то сделать жёстким тупицей и вот тут сразу вспоминается следующее.Шутка про «тебе бы книги писать» и вправду оказалась смешна только нам и я думаю понимаю почему. Я как-то автоматически достроил у себя в голове этого персонажа – такой очень немногословный чувак, отвечающий напрямик. Возвращаясь к теме ещё одного персонажа, который снял бы с Ксанки лишние шутки – вот надо было и проталкивать такого персонажа – немногословный, прямой, туповатый. После парочки задающих образ шуток, «тебе бы книги писать» была бы бомбой, на мой взгляд.

Из некритичного, но желаемого: имело смысл поставить на подпевку людей. Даже если вы выбрали простую песню, пускай она будет круто спета, возможности я думаю, были.

В целом добротная хорошая музыкалка, чо.